Главная » 2016»Август»11 » Воспоминание о создании авиакосмической и атомной техники из алюминиевых сплавов
17:31
Воспоминание о создании авиакосмической и атомной техники из алюминиевых сплавов
Воспоминание о создании авиакосмической и атомной техники из алюминиевых сплавов — Успехи, драматические события и веселые истории при создании авиакосмической и атомной техники из алюминиевых сплавов. Книга представляет собой издание воспоминаний выдающего ученого металловеда, теоретика, создателя научных школ по алюминиевым и алюминиево-бериллиевым сплавам. Установленные им закономерности изменения свойств многокомпонентных алюминиевых систем позволили создать многообразие конструкционных сплавов - высокопрочных, жаропрочных, коррозионностойких, свариваемых, криогенных сверхлегких. Из этих сплавов на протяжении десятков лет строятся все отечественные самолеты - пассажирские, транспортные, истребители, бомбардировщики, жидкостные и твердотопливные ракеты, сверхскоростные ядерные центрифуги, обогащающие уран 235 для производства бомб и топлива для атомных станций. Для технических специалистов, историков, литераторов.
Название: Воспоминание о создании авиакосмической и атомной техники из алюминиевых сплавов Автор: Фридляндер Иосиф Издательство: Наука Год: 2006 Страниц: 342 Формат: PDF Размер: 16,36 Мб Качество: Отличное
Содержание:
Предисловие Учеба в школе и МВТУ им. Н.Э. Баумана. Экспериментальный лабораторно-коридорный метод обучения студентов. Меня направляют на работу во Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ). Первые авиационные алюминиевые сплавы типа дюралюмин. Дипломная работа. Неожиданные результаты при плавке алюминиевых сплавов в вакууме. Первый советский металлический самолет АНТ2 (Андрей Николаевич Туполев). Электротигли вместо графитовых тиглей для модификации литейных алюминиевых сплавов типа силумин. Аресты А.Н. Туполева и И.И. Сидорина. Невероятные обвинения в их адрес. Высокие скорости охлаждения преобразуют литой металл. Как растут кристаллы: кристаллизационное давление сдвигает частицы примесей в расплаве. Начало войны. Эвакуация ВИАМ в Куйбышев (Самару). Создание высокопрочных алюминиевых сплавов с цинком. Полемика вокруг сплава В95. Как создавался первый советский стратегический бомбардировщик Ту4. Я защищаю докторскую диссертацию по высокопрочным сплавам. На новых сверхзвуковых истребителях МиГ15 из сплава В95 - трещины. Приказ Сталина - обеспечить их участие в первомайском параде на Красной площади. Пикирующий бомбардировщик Ту16 из сплава В95. Большие сложности с листами. Ко мне приставлен сотрудник НКВД. Совещание всех советских самолетных заводов в Ташкенте. Как создавался огромный военно-транспортный самолет Ан22 "Антей" из нового высокопрочного алюминиевого сплава В93. Трещины в ракетах "Протон" из сплава АЦМ (ЦНИИМВ). ВИАМ продвигает сплав АМг6 - конец трещинам. Академик С.Т. Кишкин и И.Н. Фридляндер дают разрешение на беспосадочный полет Н.С. Хрущева в Нью-Йорк на сверхдальнем самолете Ту114. Моя первая поездка в Чехословакию (1966 г.). Странная история с самолетом Ан24. Большие просчеты при создании сверхзвукового пассажирского Ту144. Жаропрочный алюминиевого-литиевый сплав ВАД23, перышки для стабилизаторов противотанковых ракет. Поездка на озеро Иссык-Куль (Киргизия). Обрывы лопастей воздушных винтов на самолетах Ту144, Ан22, Ту95. Соревнование СССР-США. Кто первый высадит людей на Луну? Катастрофы мощных истребителей МиГ23. Сплав повышенного пч. Поездка в Институт чистых металлов в Таджикистан веселой компанией металловедов. Великое достижение советской (российской) науки - создание и промышленное освоение центрифужной технологии обогащения урана 235. Горячее лето 1972 года. Катастрофы больших пассажирских аэробусов Ан10. Жаркие споры вокруг разбившихся самолетов. Правительственные совещания оборонных министерств в ВИЛС (г. Сетунь). ЦК КПСС выделяет специальное место академика на выборах 1972 г. для директора ВИЛС А.Ф. Белова. Отделение не пропускает его. Юбилей фирмы Туполева. Как создавались ЦАГИ и ВИАМ. КУМЗ - новые сплавы и технология для авиационной и ядерной техники. Член-корреспондент АН СССР Р.С. Амбарцумян. Сплавы для атомных реакторов. Тяжелые роды самолета Ту154. Первый в мире промышленный сверхлегкий алюминиево-литиевый сплав 1420. Из него изготовлены сотни самолетов вертикального взлета Як38 и первый в мире сварной самолет МиГ29. Смерть индийского премьера Шастри в Ташкенте, 1975 г. Встречи с академиком А.И.Целиковым. Смерть А.Т. Туманова, 1976 г. Новый начальник ВИАМ Р.Е. Шалин. Поездка в Новосибирский академгородок. Подводные ядерные ракеты КБ академика В.П. Макеева из Al-Li сплава. Большие самолеты-аэробусы. Концепция безопасной повреждаемости 1960-1990-х годов. Менгя избирают в члены-корреспонденты АН СССР. 1976 г. Первый полет самолета Ил86, сделанный из разработанных нами сплавов. Отдых в Кисловодске. Прощальный банкет советско-японского симпозиума. Японцы пьют водку деревянными ложками. КБ Антонова пытается отказаться от применения на "Антее" Ан22 виамовского сплава В93 и заменить его на Д16 ковочный. Полный провал этого варианта. Катастрофа в Шереметьево: разбился японский самолет ДС8. Выборы в АН СССР, 1981 г. Академики А.А. Бочвар и А.П. Александров ищут преемников. Встречи с академиком Б.Е. Патоном. Расширение производства лития. Смерть И.И. Сидорина. Большой переполох в Правительственном авиаотряде. Грандиозный проект президента АН СССР академика А.П. Александрова: Кольский ядерно-металургический комплекс. Общее собрание АН СССР, 1987 г. Самая мощная ракета-носитель "Энергия" из криогенного алюминиевого сплава1201. Ожесточенные споры вокруг 1201. Авантюрные истории с первым в СССР пятиметровым прокатным станом. Поездка во Францию и Германию. Выставки по новым материалам и композиционным материалам. Н.П. Лякишева и И.Н. Фридляндера пытается выдвинуть С.Т. Кишкина на Героя Социалистического Труда. Полет "Бурана". Поездка в Киев к Б.Е. Патону. Создание высокомодульных алюминиево-бериллиевых сплавов. Моя первая поездка в США, 1989 г. История с визами и багажом. Поездка в Шотландию и Англию. Соглашение о совместном советстко-английском многотомном издании "Композиционные материалы". Поездка в Китай в Бейпинский институт авиационных материалов (БИАМ). Поездка в Индию. Соглашение о поставке наших Al-Li сплавов для индийских истребителей. Поездка на знаменитую фирму Алькоа (Алюминиевая компания Америки) в США. Начало совместных работ. Баки жидкого кислорода, изготовленные на "Энергии" из Al-Li сплавов ВИАМ для американских ракет. Мои встречи с Генеральным директором ВИАМ академиком Е.Н. Кабловым. Законодатель авиационных материалов - профессор Н.М. Скляров. 1995 г. Поездка на фирму Даймлер-Бенц в Бремене. Совместные работы по российскому алюминиево-литиевому сплаву. Тесное сотрудничество с мощной европейской авиационной фирмой Эрбас. Конференция по алюминиевым сплавам в Кембридже - великом научном центре Англии. 1992-2003 гг. Российские алюминиевые сплавы завоевывают Боинг и американскую НАСА. Великий математик В.С. Осипов - президент РАН. Меня награждают орденом "За заслуги перед Отечеством". Легкая дискуссия с В.В. Путиным. Грандиозный самолет Эрбаса А380. Новая концепция безопасности полетов в XXI в. - трещин не должно быть. Юбилей И.Н. Фридляндера. Академики и руководители промышлености приветствуют И.Н. Фридляндера. Небольшие юбилейные заметки. Алюминиевые сплавы в создании авиаракетной и ядерной техники (Научный доклад академика И.Н. Фридляндера на Президиуме РАН 13.04.04 г.)