Великая Мать. Глубинная психология и психоанализ — Представляемая читателю монография одного из ярчайших учеников К. Г. Юнга - это уже ставшее классическим исследование структур, граней и символов Великого Женского. В работе Эриха Нойманна поражает масштаб проведенного анализа мифологического и психологического материала, что делает ее первой и уникальной в своем роде. Книга будет интересна всем, в область чьих интересов входят проблемы психологии и антропологии. Эрих Нойманн, бывший одним из учеников и последователей великого Карла Юнга, сам по себе является одним из крупнейших ученых-психологов 20 века в области психоанализа и психологии развития. "Великая Мать" - практически самая известная его работа, посвященная мифологическим архетипам в нашем сознании. Первая часть книги - самая увлекательная и развлекательная. В ней подробно описаны мифы древних о Богине-Матери, ее роли в жизни первобытных племен. Плавно автор переходит к более изощренным мирозданческим моделям, корнями уходящим все в тот же миф. Египетская Исида, финикийская Астарта, греческие Афродита и Артемида - всего лишь более поздние вариации той же Богини-Матери, чье изображение в виде полной грудастой женской статуэтки без головы датируется аж 20000 годом до нашей эры. За развитием этого, самого древнего и самого живучего, мифа на планете необычайно интересно следить. За без малого двести веков воплощение плодородия и сексуальности превратилось в известный всем образ Мадонны с младенцем. Да, две эти богини чисто внешне далеки друг от друга, но главная отличительная особенность обеих - это материнство. И Богиня-Мать и Богоматерь стали матерями не только непосредственно своим детям, но и всему человечеству. Вторая часть книги вместе с приложениями довольно специфична и будет интересна, в первую очередь, специалистам в области психологии развития. Автор сравнивает развитие всего человечества и развитие сознания отдельного индивида. На примере трех основных архетипических мифов мы видим психологический рост человека. Миф об уроборосе - себя поглощающем, оплодотворяющем и порождающем змее - соответствует раннему детству, когда ребенок полностью зависит от родителей, в первую очередь, от матери. Со временем сознание ребенка развивается, он видит и мыслит себя вне родителей, и на сцену выходит миф о герое, который ранее был сыном и любовником Великой Матери. Третий миф рассказывает о борьбе героя с драконом или чудовищем, в которое превратилась Богиня-Мать, ревнующая своего взрослеющего ребенка. На данном этапе человек окончательно освобождается от родительских пут и отправляется на поиски партнера, а затем создает свою собственную семью.