Средневековая философия и цивилизация — Книга выдающегося ученого Мориса де Вульфа представляет собой обзор главных философских направлений и мыслителей жизненно важного периода Западной цивилизации. Автор предлагает доступный взгляд на средневековую историю, охватывая схоластическую, церковную, классическую и светскую мысль XII—XIII веков. От Ансельма и Абеляра до Фомы Аквинского и Вильгельма Оккама Вульф ведет хронику влияния великих философов этой эпохи, как на их современников, так и на последующие поколения.
Название: Средневековая философия и цивилизация Автор: Морис де Вульф Издательство: Центрполиграф Год: 2014 Страниц: 257 Формат: PDF Размер: 11,2 МБ ISBN: 978-5-9524-5114-8 Качество: Отличное Язык: Русский
Содержание:
Глава первая. Введение I. Взаимосвязь философских аспектов в Средние века II. Методы III. Значение XII и XIII веков в средневековой цивилизации IV. Обзор этих веков Глава вторая. Обзор цивилизации XII века I. Феодальная Европа II. Влияние католичества: Клюни, Сито, епископство, папство III. Новый дух: ценность и достоинство отдельного человека IV. Новые формы искусства V. Влияние Франции в XII веке Глава третья. Цивилизация, как она отражена в философии I. Местонахождение философских школ; вторжение иностранцев во французские школы II. Ограничение некоторых наук; философия отличная от семи свободных искусств и от теологии III. Гармония феодального ощущения персонального мира с философской доктриной того, что существует лишь один индивидуум IV. Феодальная цивилизация и антиреалистическое решение проблемы общего и единичного Глава четвертая. Великое пробуждение философии в XIII веке I. Причины: приобретенный импульс II. Подъем университетов (Париж и Оксфорд) III. Учреждение монашеских орденов (доминиканцев и францисканцев) IV. Знакомство с новыми философскими трудами; переводы V. Общий результат: среди множества систем схоластическая философия становится преобладающей VI. Всесторонняя классификация знаний Глава пятая. Тенденции к унификации и космополитические тенденции I. Необходимость универсальности; «закон экономии» II. Крайности, возникающие в результате ощущения необходимости безграничного упрощения; геоцентрическая система и антропоцентрическая концепция III. Общество человечества (universitas humana) в его теоретической и практической формах IV. Космополитические тенденции Глава шестая. Оптимизм и безличность I. Оптимизм в философии, искусстве, религии II. Безличность III. История философии и литературная атрибуция IV. Постоянство Глава седьмая. Схоластическая философия и религиозный дух I. Общее определение схоластической философии как религиозной философии II. Сравнительный анализ различий между философией и теологией III. Религиозный дух эпохи IV. Связь философии с религией, не влияющая на целостность первой V. Подчиненность философии католической теологии в свете этого анализа VI. Решение и урегулирование этой проблемы VII. Влияние философии на другие сферы. Выводы Глава восьмая. Интеллектуализм I. Интеллектуализм в идеологии II. В эпистемологии III. В психологии (свободное волеизъявление) IV. В более общем смысле (психология, логика метафизика, этика, эстетика) V. В других формах культуры Глава девятая. Плюралистическая концепция вселенной I. Что такое метафизика II. Статический аспект реальности III. Динамические аспекты; центральная доктрина акта и потенции IV. Применение к субстанции и случайности; материи и форме V. Проблема индивидуализации VI. Человеческая личность VII. Бог как чистое существование Глава десятая. Индивидуализм и общественная индустрия I. Теория общества: последнее добавление в схоластическую философию II. Фундаментальный принцип: группа существует ради своих членов, а не наоборот III. Этическое основание этого принципа IV. Представление о группе в учении канонистов и легалистов V. Метафизическая основа: группа не существует вне своих членов VI. Сравнение группы с человеческим телом VII. Заключение Глава одиннадцатая. Теория государства I. Верховная власть от Бога II. Она есть функция; мораль правителей не отличается от морали подданных; что предполагает эта функция III. Верховная власть принадлежит людям, которые ее представляют IV. Лучшая форма правления в соответствии с философией Фомы Аквинского V. Составление законов - весьма важный атрибут верховной власти; естественное и гуманитарное право VI. Такая форма правления в сравнении с европейскими государствами XIII века; в сравнении с современной государственностью; в сравнении с теориями предшествующих веков Глава двенадцатая. Концепция человеческого прогресса I. Постоянное и неизменное II. Прогресс в науке, морали, в светском и политическом правосудии, в цивилизации Глава тринадцатая. Философия и национальный характер в XIII веке I. Схоластическая философия отражается на темпераменте народов, которые ее создали II. Три главные доктрины: ценность индивидуума; интеллектуализм; умеренность III. Схоластическая философия как продукт неолатинских и англо-кельтских умов; вклад германцев фактически незначителен IV. Латинский аверроизм в XIII веке V. Соблазн неоплатонизма для германцев VI. Основные доктрины в противопоставлении к схоластическим тенденциям: недостаток ясности; склонность к пантеизму; дедуктивный метод à koutrance (до крайности); отсутствие умеренности Глава четырнадцатая. Эпилог I. Влияние философских систем XIII века на более позднюю мысль на Западе II. Педагогическая ценность схоластики для истории современной философии