Главная » 2016»Январь»18 » Лучший друг немецкого народа. Культ Сталина в Восточной Германии
08:07
Лучший друг немецкого народа. Культ Сталина в Восточной Германии
Лучший друг немецкого народа. Культ Сталина в Восточной Германии — "Сталин - лучший друг немецкого народа!" Как ни парадоксально звучал данный восточногерманский лозунг пропаганды для современников после 1945 г., он отражал исторические реалии складывания нового политического порядка в послевоенной Европе и являлся результатом процесса советизации территории бывшего врага. После победы Советского Союза во Второй мировой войне экспорт культа Сталина в страны социалистического блока превратился в эффективный инструмент идеологической экспансии Центра (Москвы) на Периферию (Восточную Германию), обучая население говорить, действовать и чувствовать по-советски. Настоящая книга рассказывает читателю о процессе становления, расцвета и забвения культа Сталина в Восточной Германии в период с 1945 по 1961 г. О том, как происходил идеологический трансфер из СССР в советскую оккупационную зону и как онемечивались советские репрезентации власти в чужом политическом пространстве, какую роль сыграл культ Сталина в мобилизации населения и утверждении диктатуры СЕПГ, как рядовые немцы реагировали на предложение нового "фюрера" в лице советского лидера и переделывали себя из "врагов" в "друзей" Сталина речь идет в этой книге. Книга предназначена для специалистов-историков и для широкого круга читателей, интересующихся историей России и СССР, историей Восточной Германии (ГДР) и других обществ советского типа в Восточной Европе после 1945 года.
Название: Лучший друг немецкого народа. Культ Сталина в Восточной Германии Автор: Тихомиров А. А. Издательство: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) Год: 2014 Страниц: 310 Формат: PDF Размер: 32,2 Мб ISBN: 978-5-8243-1861-6 Качество: Отличное Серия: История сталинизма Язык: Русский
Содержание:
Введение Глава 1. Империя сталинизма: СССР и Восточная Германия после 1945 г. 1.1. Культ Сталина между Центром и Периферией: советизация как символическая политика 1.2. Восточная Германия как лаборатория социализма: диктатура как социальная практика 1.3. Границы диктатуры дискурса: пути формирования единого дискурсивного поля сталинизма Глава 2. От «красного тирана» к «лучшему другу немецкого народа»: образ Сталина в Советской оккупационной зоне Германии (1945 по 1949 г.) 2.1. «Освободитель» вместо «победителя»: мифы начала в послевоенной Германии 2.2. Сталин в роли гаранта мира, духовного отца и наставника: репрезентации комплекса вины и вопрос о чести немецкой нации 2.3. Культ Сталина в СЕПГ: советизация политической культуры Восточной Германии 2.4. Культ Сталина в публичном пространстве диктатуры: зачистка и оккупация немецкой территории советскими символами власти 2.5. В очереди и в пивной: толки о Сталине в неофициальных публичных сферах Глава 3. «Лучший друг немецкого народа»: интегративные структуры культового сообщества в ГДР (1949-1956 гг.) 3.1. Экспорт культа Сталина в Восточную Германию: логистика, методы и агенты идеологического трансфера 3.2. Уважать, благодарить, любить: эмоции и чувства в империи сталинизма 3.3. Ритуалы культа Сталина: модели и алгоритмы символической коммуникации 3.4. Жить и работать по-социалистически: Аллея Сталина и Сталинштадт Глава 4. «Лютый враг немецкого народа»: культ личности и иконоборчество в Восточной Германии 4.1. Конфликтный потенциал в официальных публичных сферах 4.2. Пространственно-временные измерения иконоборчества 4.3. Формы обесчещивания власти и эмоциональная работа общества 4.4. Символическая конкуренция культа Гитлера с культом Сталина Глава 5. «Хотели сделать бога, а получился черт»: политика и практики десталинизации в ГДР (1956-1961 гг.) 5.1. Вальтер Ульбрихт и внутрипартийные реакции в СЕПГ на доклад Хрущева 5.2. Популярные реакции на десталинизацию и ее влияние на восточных немцев 5.3. Кризис публичного символизма и поиск антикризисных репрезентаций власти Заключение Список сокращений Библиография